В одной из песен «Одиссеи», знаменитой поэмы древнегреческого поэта Гомера, упоминается созвездие Большой Медведицы. Гомер определяет его, как «созвездие, которое никогда не погружает своих звезд в волны моря».
Точность описаний Гомера известна; его поэмы для нас один из основных источников знаний о древнейшей Греции.
Но на его родине вы увидели бы неожиданное зрелище: Большая Медведица будет на ваших глазах преисправно окунать свои звезды в волны Эгейского и Ионического морей. Это не удивительно: Греция — южная страна. На ее широте Медведица становится созвездием «заходящим»: ведь возле самого экватора за горизонт заходит и Полярная звезда.
В чем же дело?
Недоразумение с Гомером не имело бы места, если бы наша земля, перемещаясь в пространстве, выполняла только два рода движения — вокруг солнца и вокруг собственной оси. Тогда на протяжении миллионов и миллионов лет над северным полюсом земли красовалась бы одна и та же «Полярная звезда» — «путеводная звезда» путников. Незаходящие звезды для каждой данной части земного шара всегда оставались бы незаходящими, а заходящие вечно «купались бы в морских волнах».
Но этого нет. Земля на своем пути участвует не в двух, а больше чем в семнадцати различных движениях. Она не только крутится, как гигантский шар, но еще раскачивается на бегу так же, как запущенный быстро волчок. Существует два типа таких движений — легкое раскачивание, нутация, каждое колебание которого длится около 19 лет, и медленное качание, прецессия, заставляющее воображаемую ось земли своим концом описывать довольно значительные круги. Каждый такой круг отнимает у земли 26 000 лет. За год перемещение земной оси достигает 51 секунды.
Поэтому в разные времена земля то приближается к различным звездам, то удаляется от них. При достаточном удалении от полюса какое-либо созвездие, которое раньше представлялось незаходящим для данной местности, может перейти в разряд заходящих. Именно это произошло с Большой Медведицей в Греции.
Астрономы вычислили, что 3000 лет назад, т. е. во времена Гомера, это созвездие не приближалось в Греции к горизонту ближе чем на 11° и действительно не «окунало своих звезд в волны моря». Таким образом, стихи Гомера не только не дают права сомневаться в месте рождения великого поэта, но, наоборот, подтверждают их греческое происхождение.