Учёные из Франции и США показали, что сеть дорог в городах растёт в соответствии с простым и универсальным принципом и не зависит от культурных и исторических различий. Помимо этого схемы дорожных сетей городов, по мнению учёных, развиваются по сценарию схожему с природными транспортным системами, например, сетью прожилок у листьев.
В своей работе Марк Бартелеми из Французской Комиссии по атомной энергетике в Бруйе-ле-Шате (департамент Эссона, регион Иль-де-Франс, Франция) и Аллесандро Фламмини из Университета штата Индиана (США) проанализировали дорожные сети почти в 300 городах, включая Каир, Лос-Анджелес, Нью-Дельфи и Венецию.
Учёные обнаружили, что устройство сетей дорог во всех этих городах во многом сходно с математической точки зрения и похоже даже внешне. Исследователи разработали простую математическую модель, которая может воссоздать характеристики дорожной сети с нулевой точки таким образом, как она развивалась бы в реальности.
Основное влияние на растущую сеть оказывает необходимость эффективно связывать новые области с существующими дорожными сетями. Этот процесс учёные называют "локальная оптимизация". Они отмечают, что расположение дорог подчиняется локальным задачам, таким как попытки людей соединить жилые зоны, бизнес строения и другую инфраструктуру с существующими дорогами.
Модель показала также, что дороги часто искривляются даже в отсутствие географических преград, а их пересечения, в большинстве случаев, перпендикулярны. По мнению Бартелеми, результаты исследования могут быть важны для объяснения процесса развития городов и их "беспорядочного роста". В частности, лучшее предсказание развития сетей дорог может помочь спланировать устройство города соответственно им.
Специалист по сложным системам Юкка-Пекка Оннела из Оксфордского университета (Великобритания) отметил, что несмотря на простоту модели Бартелеми и Фламмини, полученные при её обсчёте результаты неплохо коррелируют с данными о сетях дорог в реальных городах по всему миру. Теперь Бартелеми и Фламмини намерены усовершенствовать свою модель, изучив процесс развития дорожных сетей во времени на примере таких старых городов, как Лондон и Париж.