Новое исследование показало, что производительность решения основных арифметических задач зависит от силы связи между левым и правым полушариями мозга.
Полученные результаты проливают свет на нейронную основу человеческих способностей к математике и предлагают возможные пути помощи тем, кто страдает от дискалькулии — неспособности понимать и манипулировать числами.
Уже в течение некоторого времени было известно, что теменная доля кора коры головного мозга, верхняя/средняя часть мозга, играет главную роль в так называемом численном познании — нашей способности обрабатывать числовую информацию.
Предыдущие исследования мозга показали, что правая теменная область в основном занимается обработкой основного количества (например, оценка относительных количеств фруктов в корзинах), а левая теменная область занимается более точными операциями с числами такими, как сложение и вычитание. Было неизвестно, могут ли два полушария действовать совместно для более эффективного выполнения арифметических действий.
Новое исследование ученых из UT Dallas’ Center for Vital Longevity университета Дьюка и университета штата Мичиган доказывает, что могут.
В исследовании, проведенном в Далласе, возглавляемом доктором Джоонку Парком, в настоящее время научным сотрудником университета Дьюка, исследователи использовали функциональную магнитно-резонансную, или МР-томографию, чтобы измерить активность мозга 27 здоровых молодых людей в то время, когда они решали простые числовые и арифметические задачи. В одной задаче участникам было предложено для двух групп фигур определить, содержат ли они одинаковые или разные количества элементов. В двух других задачах участникам было предложено решить простые задачи на сложение и вычитание.
Так же, как и в предыдущих исследованиях, ученые обнаружили, что основные задачи на сравнение количеств активировали правую теменную область, в то время как задачи на сложение и вычитание вызвали дополнительную активность в левой теменной области.
Но они также нашли и нечто новое: во время решения арифметических задач связь между левым и правым полушариями значительно увеличилась по сравнению с решением задач на сравнение количеств. Кроме того, люди, у которых связи между полушариями были сильными, быстрее всех решали задачи на вычитание.
“Наши результаты показывают, что производительность вычитания оптимальна, когда есть высокая согласованность в нейронной активности в этих двух областях мозга. Две области мозга, работающие вместе, а не одна какая-либо область — вот что является ключом’’, — сказала доктор Дениз Парк, содиректор UT Dallas Center for Vital Longevity и заслуженный заведующий кафедрой университета в Школе наук о мозге и поведении.
Парк (не имеющая отношения к ведущему исследователю) помогала руководить исследованиями совместно с доктором Тедом Полком, профессором психологии в университете штата Мичиган.
Доктор Джоонку Парк отметил, что результаты исследования показывают, что нарушенные или неэффективные нейронные связи между полушариями могут способствовать ухудшению способностей к математике, проявляющемся в дискалькулии, числовом эквиваленте дислексии.
“Если такая причинно-следственная связь существует,’’ — сказал он. — “одно очень интересное направление исследований будет заключаться в разработке учебных задач для улучшения связи между полушариями и проверки того, улучшает ли это вычислительные навыки’’.
Такая учебная программа может помочь развивать способности к математике детей и могла бы также помочь пожилым людям, арифметические навыки которых начинают давать сбой (что является нормальным возрастным когнитивным нарушением).
Полученные результаты были недавно опубликованы в журнале Cerebral Cortex.
Источник: http://www.indianexpress.com/news/brain-areas-communicate-with-each-other-to-solve-arithmetic-problems/995409/0#